среда, 18 июля 2012 г.

Пепельница. Эссе

Предисловие:
Это - литературная работа для одного небольшого некоммерческого конкурса. Скажу честно - успех, хоть и небольшой, но был. Конечно, когда тебя печатают - это намного круче, но поскольку я - художник и не претендую, то мне достаточно даже скромного признания.
...
Говорят, что все вещи тоже живут своей жизнью, как люди: у каждой своя судьба и предназначение. Некоторые даже утверждают, что у предметов есть душа, и они способны чувствовать и переживать... Вообще, я верю в сказки... и в чудеса... и в то, что тыква может превратиться во что угодно... и в говорящие чайные сервизы... и даже в танцующие умывальники. Но верю я в это, пока все происходит в Тридевятом или Тридесятом царстве. В реальной жизни все-таки стол пусть остается столом без души и чувств, потому что в мире и так слишком много несправедливости. Если бы предметы умели чувствовать, то, как, допустим, мусорному ведру должно быть обидно, что оно родилось ведром, а не какой-нибудь вазой! Ваза - стоит такая красивая на полке среди таких же красивых подруг или каких-то других подобных "предметов для красоты" и ждет своего часа. А когда он наступает, она, еще более нарядная, вообще выходит на первый план - хоть кино снимай! А ведро трудится каждый день, пусть и на самом благородном поприще. Но только кино вряд ли про него снимут. Кто же станет делать кино про санитаров? Снимают все как-то больше про врачей. Да и какая работа у санитаров? Самая неприглядная, хоть и нужная.



Или вот, к примеру, возьмем пепельницу. В чем ее счастье? Красиво стоять на полке или все-таки приносить пользу, собирая пепел по главному своему предназначению? Это еще ничего, если просто пепел - он может быть даже ароматным, если владелец предпочитает, скажем, сигары или на худой конец сигариллы. Тогда она как бы вообще живет в пепельничном раю - стоит скорее всего на солидном столе, ее часто моют, протирают приятной мягкой тряпочкой... да ее хозяином вообще мог бы быть сам Черчилль! А если эта пепельница - невзрачная неудачница, за два рубля из киоска у метро... или вообще - о ужас! - бывшая консервная банка? С чем тогда ей приходится иметь дело? С окурками дешевых сигарет без фильтра, прочим мусором, а иногда и плевками. Это ужасно и несправедливо. У моей пепельницы жизнь, наверное, сложилась тоже не совсем сахарно. Например, один раз ее забыли на улице. Она простояла там достаточно долго и потускнела. И, конечно же, попадала под дождь. Потом ее долго мыли самыми пахучими шампунями, оттирали щеточкой, но увы... Суровые будни навсегда оставили на ней свой отпечаток. Она уже никогда не будет выглядеть как новая. Я очень хорошо помню, как она появилась в нашем доме. Сначала ей активно пользовались, потому что она такая... надежная! С ней ничего не может случится, потому что она - металлическая, в то время как керамика или стекло могут разбиться. Не могу сказать, из какого именно сплава сделана эта пепельница, но не думаю, что там присутствуют какие-либо благородные металлы, иначе это сразу бы существенно отразилось на цене. Между собой мы называем ее бронзовой. Хотя, как мне кажется, у бронзы должен быть не такой оттенок. Наверное, ближе всего к нему будет цвет античного золота: грязно-желтый, с тусклым блеском. Размером моя пепельница не очень большая - с женскую ладошку. А по форме она похожа на ракушку. Не ту, которую можно приложить к уху и услышать историю в пределах собственного воображения. Она - из тех "ракушек", в которых растут жемчужины, с волнистой поверхностью. Один край у нее загнут внутрь, и там, конечно же, скапливается больше всего грязи. Другой напоминает край столовой ложки, только не такой гладкий, а, наоборот, немножко рваный и более острый, хотя и не на столько, чтобы пораниться. На загнутом крае также имеются две выемки для сигарет - неглубокие и, по-моему, совсем неудобные, бутафорские. Внутренняя сторона пепельницы покрыта узором из цветочков-веночков. Они не нарисованы, не выгравированы, а как будто выдавлены. Как раз в этих впадинках и видны все следы времени. Кое-где - черные, местами - блеклые, зеленоватые, как медный купорос. С нижней стороны пепельница гладкая, насколько это возможно для вещи, которую вытачивали, паяли и полировали вручную. А еще у нее есть ножки - три штуки -сделанных достаточно грубо, да и припаяны не очень аккуратно. Мне кажется, что в этой пепельнице есть что-то индийское. В детстве я видела настоящий индийский кувшин, он мне так нравился, что я тогда думала: "Вот стану взрослой - обязательно достану себе такой!" Но с кувшином пока не повезло, а вот эта пепельница мне почему-то напомнила ту самую мечту. Наверное, поэтому она и появилась в нашем доме. Иногда мне кажется, что судьба моей пепельницы должна была сложиться совсем иначе. Скорее всего, она и вовсе не предназначалась для использования. Несмотря на определенную грубость я склонна все-таки отнести ее к категории так называемых "изящных-предметов-для-каминной-полки-в-приличном-доме"...

Сейчас она стоит в углу в кабинете на полочке, где ее особо-то никто и не видит. Забытая и никому не нужная... потому что больше никто не курит. И даже над камином ей почему-то не нашлось места. Зато рядом с ней имеется настольная лампа, и если включить свет, то на мгновение может показаться, что пепельница-ракушка улыбается, потому что на ее боках загораются огоньки. Но и это только потому, что ее недавно начистили. Скоро она снова покроется слоем пыли и потускнеет... …И все-таки хорошо, что предметы не умеют разговаривать, потому что тогда они могли бы рассказать о своем одиночестве. И несправедливости...

Комментариев нет:

Отправить комментарий